В чем сходство рукопашного боя и тайм-менеджмента?

1381821681-72cf20de03d241ee4fbb2a42d709d36bВ одном из прошлых постов я говорил, что проблемы, которые часто хотят решить с помощью тайм-менеджмента, им не решаются. После этого несколько человек справедливо возразили, что без тайм-менеджмента, нынешнему руководителю или специалисту совсем стыдно.

Это напомнило мне реплику бывшего спецназовца:

«Для того чтобы вступить в рукопашный бой — спецназовцу необходимо, потерять автомат, пистолет, штык–нож, саперную лопатку, гранаты и соответственно встретить точно такого дятла с другой стороны.Вот это будет рукопашный бой. При других условиях боя не будет.» С. Бадюк.

То есть, вроде бы эти навыки им и не нужны. Однако каждого спецназовца им учат. Не столько в расчете на редкий случай рукопашной схватки, сколько для воспитания морально-волевых качеств.

С руководителями (да и не только с ними) похожая история. Если человек не умеет составить список задач на день, кем он может руководить? Другой вопрос в том, что существующие методики тайм-менеджмента, к сожалению, подчиняются простой логике:

_ (1)
Поскольку они тяжеловесны, то 99% человек ими пользуется, когда с этим мешком камней лучше, чем без него. Из-за этого я не рассматриваю классический тайм-менеджмент всерьез. Можно сказать, что эти методики сами по себе рождают проблемы.

Они настолько тяжелы, что, во-первых, пользоваться начинаешь, только, когда иначе нельзя, а, во-вторых, когда можно не пользоваться, тут же бросаешь и все начинает превращаться в тыкву. Задачи откладывается, заедает рутина, готовится следующий кризис.   

С третьей стороны много ли надо мозгов, чтобы расставить встречи в календарь, прикинуть свободное время и записать задачи? Боюсь, что нет. Вместе с тем, это тоже не спасает. Поскольку любое планирование это теория. А как мы знаем, даже самая хорошая теория сильно различается с практикой.

Поэтому, каждый раз, бюджетируя свое время даже с 50% люфтом мы сталкиваемся со значительной погрешностью. Иными словами, планы обычно идут нафиг: мы отвлекаемся, выпадаем из бюджета, случается масса незапланированного, происходит форс-мажор. Ну и кому нужно такое бюджетирование?

Военные в один голос говорят, что война красива, когда учения. Наблюдает Главнокомандующий, все стараются следовать плану (да и то не всегда получается). Когда же битва настоящая, вокруг полный хаос. Тоже самое с планами и временем. 

Чтобы результативно работать нужно ориентироваться по ситуации. Не строить загодя жесткие планы: «сейчас я поймаю его на этот прием, он ответит, а я его в бок!». Так легко обнаружить себя в нокауте. Гораздо лучше действовать по обстановке, но с четкой целью и гибким планом. 

Большинство существующих методик тайм-менеджмента — костыли. Они не учитывают особенностей нашей психики и физиологии. Не учитывают современные условия работы. К тому же часто тайм-менеджменту придается чрезмерное значение. Им пытаются решить проблемы плохо спроектированной системы. Результат обычно плачевен.

Если вести речь о исполнительных сотрудниках, им не нужен тайм-менеджмент. Им нужен правильно организованный бизнес процесс. На уровне отдела и на микроуровне их работы. Японцы все давно придумали. Есть прекрасное бережливое производство, которое учит нести минимум затрат для максимального результата в условиях однотипной работы. 

Тайм-менеджмент и система личной эффективности на базе GTD, которую я преподаю, предназначен только для руководителей, у которых велика работа не типируется! Точнее, управленец производит одну и ту же операцию — принимает решения, но для ее завершения ему каждый раз требуется разная цепочка действий.

И вот тут на сцену выходит управление информацией и ресурсами внимания и памяти. Когда руководитель зашивается в ворохе дел оказывается, что ему нужен отдельный навык работы в условиях постоянных переключений и перегрузки информацией.

Когда руководитель зашивается, выясняется, что он запустил в работу проект, который со второго дня уже хромает. Тогда оказывается, что нужен отдельный навык работы с проектами, который помогает сократить потери денег и времени. Что, само собой, уменьшит объем грядущих дел.

Когда руководитель зашивается, выясняется, что он (или не он), заложник системной ошибки, которая плодит новые и новые проблемы. Тогда оказывается, что бороться с проблемами, все равно, что отрубать головы гидре: одну снес, три вырастают. Значит нужен отдельный навык работы в таких ситуациях и поиска ключевых ограничений.

Решение проблемы с тем, что у руководителя нет свободного времени, глупо искать на уровне проблемы. Его там нет. Его нужно решать на уровне системы.

Но это не отменяет ценности навыков работы с информацией с помощью GTD. Потому что этот навык позволяет выполнять свою работу с большей скоростью и меньшими усилиями. И даже в сильной загрузке чувствовать себя спокойно.

Как так получается? Одно из ключевых объяснений: использовать GTD проще, чем не использовать. Тогда цикл с картинки выше начинает работать на благо. Те же, кто говорят, что GTD сложна и для нее нужна привычка, просто никогда не внедряли ее правильно.

Share

Один комментарий к “В чем сходство рукопашного боя и тайм-менеджмента?”

Добавить комментарий